РАЗРЯДНОСТЬ. Ретушер Ольга Балакир

РАЗРЯДНОСТЬ | БИТНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ

💡💡💡 Для того чтобы наши коррекции изображений были минимально деструктивными, перед тем как перейти к блокам свето- и цветокоррекции надо поговорить о понятии битности изображения/глубине цвета/разрядности изображения. 

  8 бит, 16 бит, 32 бит  

О чем говорят эти цифры? Это разрядности. От выбранной разрядности нашего изображения, будет зависеть то, сколько бит информации используется для кодирования 1 пикселя яркости. Чаще всего используются 8 и 16 бит. (32битный режим используется только в изображениях с расширенным динамическим диапазоном в HDR режиме). Поэтому 32-битный режим мы рассматривать не будем, поговорим о 8 и 16 битных режимах. 

❗❗❗8 БИТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ 

 С помощью 8 бит может быть закодировано 256 уровней/ступеней яркости. ОТ 0 ДО 255. Где 0 соответствует черный цвет, а 255 соответствует белый цвет. Все промежуточные значения (или по-другому уровни яркости) когда мы идем от 0 до 255 представляют из себя лесенку, где каждая следующая ступенечка, чуть светлее предыдущей (0,1,2,3,4,5,6,7…50,51,52,53.....252,253,254,255). Эта лесенка, если на нее посмотреть издалека образует плавный переход от черной ступенечки до белой (от 0 ступени до 255, от 0 уровня яркости до 255). 

 ❗Много это или мало? 255 уровней яркости?

 Если мы говорим о уже готовой картинке, которую не надо обрабатывать, а нужно только показывать на мониторе или распечатать, тогда 255 уровней вполне достаточно. Почему? А потому что, человеческий глаз способен различить по разным предположениям только от 100 до 150 уровней светлоты. Поэтому имеющихся 255 с лихвой. НО❗ Если изображению еще предстоит процесс редактирования, (особенно изменение яркости, контраста), вполне может оказаться что этого будет мало. Если мы значительно осветлим тени или затемним блики, то мы увеличим некоторую часть динамического диапазона. И тогда любые недочёты станут более очевидны. 

 ❗❗❗Другими словами: УВЕЛИЧЕНИЕ КОНТРАСТА в изображении РАБОТАЕТ КАК УМЕНЬШЕНИЕ БИТОВОЙ ГЛУБИНЫ. Если мы будем достаточно сильно выкручивать параметры, на некоторых участках снимка может появиться полосатость. Она будет показывать переходы между цветами. Такие моменты обычно становятся заметны на однородном фоне, в тенях или на чистом голубом небе, к примеру. 

 Градиент — это растяжка, плавный полутоновый переход, а явное визуальное проявление его структуры называется постеризацией (более по-научному эффект явного проявления дискретной, ступенчатой структуры градиента). Так же можете услышать как его именуют бендингом (пришло из англ. языка banding). 

Если случилось так, что по стечению обстоятельств ваша фотография все же «заполосатила» (а это часто бывает при работе со съемками на гладких фонах, к примеру), то эту полосатость надо будет убирать, это брак. А убирается она достаточно проблематично, но фотошоп и тут нам в большинстве случаев поможет. Но если вы прислушаетесь к советам из этого урока, вероятность, что вы столкнетесь с полосатостью в градиентах, будет максимально снижена. Это очень неприятный эффект, и чтобы его избежать был придуман 16-битный режим. 

❗❗❗ 16 БИТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

 Если мы, для кодирования 1 пикселя яркости выделим вместо 1 байта (как в случае с 8 битным режимом), выделим 2 байта (т.е. 16 бит), то с их помощью уже может быть закодировано 32 768 уровней яркости в одном канале. 

 💡 Против человеческих возможностей в 100-150 число просто космическое, правда?

 А если мы работаем с цветным изображением, то эти цифры надо умножить на три, для каждого пикселя, так как к примеру в цветовой модели RGB три канала (Red, Green, Blue). 

 ✅ Отсюда можем сделать вывод: чем больше бит используется для кодирования изображения, тем более информативно фото, тем более плавны в нем переходы. (но 32 все же для нас слишком много, не будем мучать себя и технику) 

   В чем разница между 8 бит и 16 бит?  

РАЗРЯДНОСТЬ. Ретушер Ольга Балакир

Черный цвет у 16 -битного изображения, такой же что и у 8 битного, белый тоже.

 А РАЗНИЦА В ТОМ ЧТО: меняется ПЛАВНОСТЬ ПЕРЕХОДА от черного к белому. Плавность градиента.

 У 16-битного изображения уровней светлоты на пути от черного к белому намного, намного больше!

 Там, где у 8-битного изображения 1 ступенечка перехода от одного уровня яркости ко второму (например от 50 до 51), там у 16-битного изображения может оказаться вместо 1 — 128 ступеней яркости. Т.е. в этом 1-м уровне яркости 8-битного изображения, может развернуться еще 128-битный градиент яркостей (если мы будем использовать 16-бит для кодирования). А это позволяет нам избежать эффекта постеризации изображения (проявления явной ступенчатой структуры градиента.)

❗❗❗Грубо говоря, 8 битное изображение — это лестница с большущими ступенями, а 16-битное изображение, это лесенка с маленькими, аккуратненькими ступенечками, в котором яркость меняется очень аккуратно и плавно, что дает нам хороший запас на манипуляции по коррекции яркости и контраста. 

 Если картинка уже готова к воспроизведению, 8-бит достаточно. 

Полноценные 16-бит изображению мы ТОЛЬКО НА ЭТАПЕ КОНВЕРТАЦИИ. Поэтому, если вы работаете с сырыми файлами, raw файлами, обязательно в конверторе (Adobe Camera Raw, Lightroom), в настройках надо указать 16 бит. В Фотошоп искусственно, сделать из  8 битного JPEG, 16 битный можно лишь условно, на деле это совершенно не то, и постеризации скорее всего не избежать.